Битюг – истинно Русская порода ломовых лошадей, название которой позже приняло нарицательный характер и означает могучий и неповоротливый.
Название русских тяжеловозов появилось от названия донского притока Битюг, который протекал в Волжской губернии. Луга и степи взрастили могучих и выносливых лошадей.
Исторические факты
Предки породы лошадей Битюга были могучими лошадьми, которых из Голландии в начале XVIII века привёз в Россию Пётр I.
Важную роль в развитии этой могучей породы сыграл Хреновский конный завод, который продавал свои выведенные породы зажиточным крестьянам, благодаря которым тяжелоупряжная порода и получила своё широкое распространение, а именно благодаря крестьянской династии Боевых.
Всемирное признание порода получила в 1867 году на конной выставке в Париже, где русский богатырь покорил всех своим могуществом и покладистым характером. Битюг был куплен Нормандскими случниками, для облагораживания местных пород. Это и привело к потере породы, которая полностью исчезла в 20-х годах прошлого века.
На смену битюга пришли новые тяжеловозы, которые получили своё начало в СССР. Предками русских, советских и владимирских тяжеловозов стали мощные Западноевропейские породы.
Разница между заграничными и отечественными породами очевидна. Русские, советские и владимирские тяжеловозы неприхотливы к еде, условиям содержания и климату. Практически все части тела у них более подтянуты, что увеличивает подвижность особей.
Именно от лошадиных пород Битюг и пошло понятие одной лошадиной силы, когда в течение всего прошлого столетия проводились регулярные лошадиные испытания, которые делились на три части.
На первом этапе лошадей испытывали на скорость доставки груза, весом до 1,5 тонн. Лошадь должна была пробежать 2 км рысью. Тяжеловозы проходили эти испытания в среднем за четыре с половиной минуты.
Второй этап также заключался в доставке груза, только весом в 4,5 тонны шагом.
На третьем этапе испытывалась тяговая выносливость. Лошадь должна была как можно дальше протащить груз весом в 9 тонн. Кстати, рекордсменом третьего этапа стала лошадь советской породы тяжеловозов, которая протащила повозку из мешков с песком, гирь и камней более двух километров. Лучший результат этапа смог показать тяжеловоз советской породы по кличке Зубр.
Позже третий этап был заменён испытаниями на измерение тяговой выносливости с помощью специальных конструкций, которые имитировали постепенное увеличение груза.