Существует ли самая страшная лошадь и как она выглядит? Ведь она с давних времен являлась надежным товарищем и напарником человека. Родовитый, хорошо обученный конь на протяжении веков был дорогой привилегией, популярной среди высших слоев населения.
Грация и природная физическое развитие этих животных не допускает уродства. Однако человек – это творец. И там, где действительность недостаточно многогранна, безудержный творческий потенциал, выраженный богатой фантазией, внесет необходимые коррективы. Одной из самых страшных лошадей, созданных воображением человека, является мифический ночной кошмар.
С чего все начиналось
Отождествление коня с ночным предсмертным бредом, возможно, берет свое начало с периода, когда люди только начали заниматься земледелием. В те времена лошади, еще не одомашненные, ночами паслись на заботливо обрабатываемых и засеваемых людьми полях. Что не съедалось дикими мустангами, вытаптывалось их копытами. Для семей и общин, поставивших свое существование в зависимость от урожая, это означало голодную смерть.
Когда же лошадь стала одомашненной, угроза со стороны их диких сородичей приумножилась. Ведь теперь, помимо уничтожения посевов, дикий табун мог увести прирученных лошадей с домашних пастбищ обратно на свободу. Память о несущих голод диких животных, оставшаяся с периода неолитической революции, причудливо вплелась в формирование культов, в основе которых лежало поклонение матриархальному началу.
Культ древних
В Греции некогда существовал культ Деметры Мстительницы, олицетворением которой являлась вороная кобыла. В храмах богини имелись две касты жриц, одеяния которых плелись из конского волоса. Мужчина, стремящийся добыть расположение жрицы, должен был одними лишь руками разорвать искусно созданное прочное одеяние, что само по себе было очень не просто. Ведь конский волос — это крепкий материал, используемый в изготовлении тетивы для лука. Неудачника ждала незамедлительная и жестокая смерть. Эти смертоносные жрицы – один из прототипов «night mare», ночной кобылицы.
Подобное слияние образов самых страшных лошадей можно объяснить примитивно, но это будет лишь предположение: насколько восхищающей и пугающей для человеческого восприятия была в древние времена лошадь, настолько же прекрасной и, в то же время, угрожающей для мужчины была и остается женщина. Где-то в закоулках подсознания процесс обуздания лошади и приручения могучего животного перекликался с «укрощением строптивой», непостоянной и несдержанной в своих стремлениях женщины. Иначе сложно будет понять простому человеку взаимосвязь между ночным кошмаром и ночной девой.
По ту сторону сновидений
В кельто-германских верованиях бытовало мнение, что души умерших покидают этот мир верхом на белых и серых лошадях. Серые и белые кобылы в германо-кельтском фольклоре – олицетворение женского духа из потустороннего мира. Дух приходит по ночам к ложу спящего, и когда его срок истекает, забирает умершего с собой. Слово «кошмар» в норвежском языке дословно можно перевести как «едущий на кобыле».
С течением времени сформировался четкий образ ночного кошмара, уже мало что имеющего с демонизацией женского начала. Ночные кошмары описаны как темные сути, ведающие самыми сокровенными страхами человеческой души. Облик лошади они принимают лишь для того, чтобы в очередной раз обмануть человека. Шерсть такого коня обязательно черная, а грива и копыта лошади пылают огнем. Нередко эти адские кони обладают клыкастой пастью, с губ которой капает еще теплая кровь разодранной жертвы.
Символы сегодня
Связь со смертью – чернота и бледность, нашла отражение и в Христианской религии. Верхом на черном жеребце шествует третий Всадник Апокалипсиса – олицетворение голода. В руках всадника весы – то, чем в голодные времена отмеряют норму на день зерна и хлеба.
Черный цвет коня – символ беды, надвигающейся смерти и черной земли, переставшей кормить своих детей и принимающей их тела. Серый, или дословно «бледный» конь, несет четвертого Всадника, за которым следует Ад. Серый цвет в данном случае – аналог цвету разложения и символ свершившейся смерти. В разных переводах Библии цвет коня последнего всадника бывает бледно-зеленым, серым, пепельным и изжелта-зеленым. Все оттенки праха и гнили, а также духа – ведь бесплотность обозначается нами как прозрачная серость, что связывает четвертого всадника со стихией воздуха.
Очень красноречиво данные образы выражены в картине В.М. Васнецова «Воины Апокалипсиса». Однако, отходя от многовековых игр восприятия, стоит обратить внимание на вещи более близкие.
Шагая рядом с нами
Не существует более чудовищного зрелища, чем лошадь, ставшая жертвой человеческой халатности или жестокости. Найти примеры подобного в интернете, к сожалению, не составит большого труда. Введя в поисковике фразу «самая страшная лошадь», любознательный зритель натолкнется на ужасающие кадры, беспардонно снятые на скотобойне. Там смакуются страдания обреченных на смерть животных, которые очень любили своих хозяев, подписавших им приговор.
За отвратительными видеозаписями последуют фотографии лошадей, брошенных на произвол судьбы и заморенных голодом. Они ни чем не уступают мифическим адским коням, или черному и серому жеребцам аллегоричных Всадников Апокалипсиса. Разница лишь в том, что игра воображения порой не в силах превзойти реальность, которую человек непреклонно и бездумно вершит собственными руками.
Статья интересна и понятно, что люди, как обычно, представляют злом обычные потребности лошадей (я про диких коней, поедающих посевы первобытных людей).