В большинстве случаев едущий по дороге экипаж во главе с одной или двумя лошадями вызывает противоречивые мнения одновременно. Во-первых, восторг за необыкновенно сказочный вид, а во-вторых – сожаление, за минувшим временем, за теми днями, когда такую повозку, и не одну можно было увидеть на улицах больших городов и маленьких деревень.
Если хорошо подумать, то в прошлом роль лошади не была полностью романтичной и божественной. Лошадь в основном выполняла всю тяжелую работу: переносили огромное орудие и иную военную технику, использовались для работы в поле, были ответственными за перевозку всевозможных товаров и людей. Сила лошадей играла непосредственную роль в покорении чужих земель, усовершенствование сельского хозяйства и развития туризма.
И когда в человеческую жизнь вошли автомобили, то их мощность поначалу измерялась в лошадиных силах. На сегодняшний день экипаж с упряжной лошадью считается удовольствием и своеобразным развлечения. Но на их основании появился интересный вид конного спорта, который является, в первую очередь, соревнованием зрелищного характера. При этом гонки упряжек называют по количеству использованных лошадей – пара или четверка. А для правленья лошадьми кучер применяет вожжи, лошадиную узду, кнут и голосовые команды.
Гонки различают на три вида:
- гонки упряжек;
- упряженные классы;
- забавное катание.
В этой статьи попробуем разобраться об инструментах упряжи, рассмотрим технику управления лошадьми.
Упряжь для тягловой лошади
Управлять упряжкой лошадей не так то и просто, как кажется на первый взгляд, для этого требуются большие знания в специфике сбруи. Имеются два вида упряжи:
- нагрудник;
- хомут.
Упряжь нужно выбирать только первоклассного качества. Нагрудник регулируется по размеру животного с помощью пряжек, но выбирать хомут следует по размеру, соответственно параметрам лошади.
Упряжь для тяглового животного продумана таким образом, чтобы охватывать все части тела. Грудь и шея лошади подпоясаны нагрудным ремнем, к нему крепятся ремни и подшейк з своеобразными кольцами для вожжей. Спину, а также живот обходит подпруга, а сверху наблюдается седелка с зажимом, который при надобности регулирует вожжи, после нее спинной ремень и ремень, что служит для крепления оглобель. На крупе размещена шлея с ремнем, подхвостник и ободовый ремень. Вожжи направлены от узды в руки кучера.
В состав нагрудника входит две части:
- подшеек, обхватывающей шею имеет пряжки, с их помощью регулируется необходимая длина. Подшеек дает возможность регулировать расположение нагрудного ремня. Его особенностью является то, что он должен располагаться свободно на лошади, чтобы не врезаться в нее. Нагрудник шьют из двойной кожи, при этом он идет швом наизнанку. Ширину и надежность нагрудника подбирают соответственно грузу.
- Постромки, прикрепляющие с двух сторон нагрудника, производят кожаные или веревочные. Кольца предусматривают обыкновенные или подвижные, они поддерживают вожжи в одном положении.
Дальше по-порядку идут элементы сбруи, находящиеся на холке. Это:
- зажим для дополнительных нужд, например для дополнительного поддерживания вожжей;
- седелка и две мягкие подседельные прокладки;
- кольца с обеих сторон, через них проходят вожжи. Кольца должны быть широкие, чтоб вожжи свободно двигались и не застревали;
- кожаные гужи – препятствуют перегибанию постромок;
- подпруга, которая бывает как единичная, так и двойная (внутренняя и внешняя);
- спинной ремень и накрупник, крепящиеся к кольцам сзади ;
- шлея – широкий ремень, что обхватывает заднюю часть лошади. На концах имеются ремни либо шлеевые кольца, которые контролируют движения оглоблей, тем самым защищают карету от опрокидывания. Ремни на крупе держат шлею на соответственной высоте.
Хомут
Сбруя охватывает шею, часть груди спереди, холку вокруг и живот. А хомут для лошади – шею и плечи. Хомут изготавливается под каждую лошадь индивидуально, соответственно её замеров, поскольку не является регулированным. Хомут снизу подбивается прокладкой, вроде своеобразной подушки и одевается лошади через голову.
Закрепляется он с помощью хомутин, к которым подсоединены ремни хомутные. Снизу находится хомутный ремень, а также хомутный гуж. А самое верхнее крепление принято называть верхним хомутным ремнем. Он наиболее слабый изо всей хомутной связи. Поэтому он нуждается в постоянном контроле и уходе, ведь его разрыв может привести к ужасным последствиям. Экипажи на четыре колеса, у которых присутствуют поворачивающие оглобли, соединяются с натяжными кольцами, а не с D-образными на шлее как положено. Таким образом, идет препятствие отвязывания шлей от глобель.
Вожжи
Одна упряжная лошадь имеет две вожжи: левая и правая. Вся длина одной вожжи при её полном растягивании становит не меньше чем 4,3 метра. В самом конце левой петли имеется так званая пальчиковая петля, а на правой – овальная пройма либо пряжка. Вожжи применяют гладкие, без каких-либо петель и застежек. Могут присутствовать и дополнительные вожжи, в случае управления двумя или большим количеством животных, но они тогда различной длины. Внутренние вожжи должны быть длиннее, чем внешниее.
Для того чтобы использовать пальчиковую петлю достаточно просунуть два пальца в конец левой вожжи, на том месте, где левая и правая вожжи скреплены пряжкой. Петля препятствует провисанию вожжей.
Также предусмотрена аварийная защелка, штекер которой вынимают при опасности для того чтобы одним движением отделить лошадь от экипажа.
Оголовье
Оголовье тягловой лошади имеет несколько отличий от упряжи лошади для верховой езды. Дополнительно в набор оголовье к суголовному ремню, нахрапнику, щечным ремням существуют шоры, розетки и трензеля, что регулируются – «Ливерпуль» и «Бакстон». Также зачастую применяется подбородная цепочка с целью выравнивания рычажной движение мундштука.
Шоры
Их применяют с целью защитить глаз лошади от любых неожиданных предметов, что появляются рядом с ней или сзади нее и тем самым могут её отвлекать. В результате чего может возникнуть непредвиденная ситуация, подвергающая опасности экипаж и пассажиров.
Шоры для лошади не должны затруднят обзор движения вперед и надевают их так, чтобы они не касались глаз и их две треть их части находятся ниже уровня глаз. А еще их нужно надежно закрепить.
Шородержатели
Шородержатели защищают шоры от любых движений при езде: колебаний связанных с ветром или в результате потока воздуха. Ведь раскачивающиеся шоры заставляют лошадь волноваться. Шородержатели прикреплены к налобнику. Их производят из грубой кожи либо укрепляют металлической проволкой.
Розетки
В местах, где соединяются надлобник и суголовник размещены пластинки, имеющие декоративное значение и розетки. Раньше прототипами розеток были амулеты , что защищали лошадей от злых духов.
Капсуль
Такое приспособление как капсуль для лошади, должен быть прочно закреплен с внутренней стороны нащечного ремня. Он защищает этот ремень от излишнего сдвига назад во время натяжки вожжей. Проверить правильность закрепления капсуля очень легко – если под него можно просунуть два пальца, значит все сделано хорошо.
Оголовья для одной упряжки могут надевать одинаковые украшения, чтобы визуально вся группа лошадей спереди смотрелась красиво и одинаково.
Трензеля и удила
Помимо трензеля, используемый зачастую во время тренировок молодняка, упряжным лошадям чаще всего одевают мундштук-стержень. Действует он по принципу рычага с шарнирным соединением. Уровень шарнирного соединения, идущий выше мундштука, и определяет размах рычага. Сила эффекта зависит от длины расстояния, а этот факт заставляет кучера всегда быть начеку. Угол рычага к загубнику должен быть в пределах 45°.
Ливерпульский трензель характеризуется 2-3 местами соединения с вожжами, что позволяет хоть немного регулировать размах мундштука.
Бакстонский трензель
В упряжке из нескольких лошадей (двух и больше) заднему животному часто одевается мундштук типа «Бакстон». Он имеет перемычку с двумя рычагами. Такая перемычка препятствует вожжам, что идут от передних лошадей с большой силой давить на трензель.
Способы запрягания
В том случае, когда требуется запрячь одну лошадь, то сбруя надевается с левой стороны, а если пару, то лошадь с левой руки запрягается слева, а та, что с правой руки запрягается справа.
Если требуется надеть нагрудник, то возьмите его в обе руки подшейком наверх. Поставте подшеек на шею и просто подогните. Нагрудник пристроен правильно, если место идущие выше грудины не больше чем ладонь. Хомут нужно одевать верх ногами, при этом узкий конец идет вниз. После того как сквозь него прошли уши хомут стоит перевернуть. Он одет правильно, если между хомутом и телом лошади свободно проходит кулак. Дальше нужно надеть на ремни холки, и немного затянуть подпругу. Если вам нужно надеть хомут, фальш-матрингал соединяют с подпругой, при этом направляют его между ног. Упряжь в таком случае должна находиться на ширину руки сзади от подпруги. Спинной ремень достаточно свободно ложится по спине и соединяется с накрупником. После того как расправлен хвост подгоняется размер спинного ремня и закрепляют его.
Накрупник подсоединяют к спинному ремню, шлея же проверяется рукой, ее просувают между упражью и крупом. После чего подсоединяют постромки и в самом конце вожжи пропускают через кольца либо ушки и соединяют с трензелями. Когда надели оголовье, очень важным является момент проверки подбородной цепи, нужно убедиться в том, что она не перекрученная в желобе.
Запрягание
Приведите лошадь спереди коляски и нужно попросить второго человека толкать коляску в направлении животного, но при этом немного приподнять оглобли, чтоб не зацепить лошадь. После чего они опускаются и соединяются к постромкам и D образным кольцам. Петли нужно направить перед скобами, чтоб защитить оглобли от сильного подъема вверх. И конечное действие – соединение постромка и шлеи. Шлея при любых обстоятельствах должна находиться в горизонтальном положении. После закрепления всех необходимых элементов можно приступить к затягиванию подпруги.
Распрягание
Естественным является тот факт, что распрягание проводят в обратном порядке от запрягания. После того как лошадь полностью освободилась от коляски следует проверить целостное состояние упряжи и не образовалось ли на теле лошади свежих ран.
В каком уходе нуждается сбруя?
Лучше всего периодически ухаживать за конной амуницией: тщательно чистить мокрой губкой, и делать это надо сразу после каждого использования, чтобы убрать пот и грязь. Соль, что содержится в поте, способна сделать кожу загрубевшей. Помимо этого один раз в неделю надо мыть упражь в седельном мыльном растворе, только перед этим обязательно надо отсоединить всевозможные элементы упряжи друг от друга. После такой процедуры все части сбруи должны высохнуть естественным путем, поскольку возле нагревательных приборов или на солнце процесс высыхания кожи способствует растрескиванию кожи. Смажьте вычищенную упряжь воска и протрите до блеска. Патентованную кожу отменного образца воском натирать не рекомендуется, вместо воска протрите сухой тряпочкой.
Вешалка для упряжи
Такое несложное приспособление на колесиках способно облегчить процесс запрягания и распрягания лошади в правильном порядке. Очень удобно подкачивается к лошади, и снимаются (или развешиваются) все части по очереди. Каждая основная часть упряжи нуждается в отдельной вешалке: для хомута, для седелки и подпруги, для оголовья и так дальше.
На такую вешалку можно приспособить и кнут, но только надобно следить и всегда вешать его на крючок, ведь нужно, чтоб он всегда оставался в прямой форме.